Вариатор или автомат?

Внимание акция!

Многофункциональное зеркало заднего вида со скидкой

Цена

Узнать подробности

mirror-registrator.com

Если десять лет назад автомобиль с установленной автоматической коробкой переключения передач являлся для автолюбителей диковинкой, и вызывал неподдельный интерес, поскольку подавляющее большинство авто оснащалось МКПП, то сегодня ситуация перевернулась на 180 градусов. И действительно, сейчас никого нельзя поразить АКПП, однако многие владельцы железных коней с нескрываемой завистью поглядывают на дорогие машины, оснащенные вариатором. При этом многие мучаются, что лучше выбрать, вариатор или автомат, а другие вообще не представляют, что это за устройство, и как оно работает.

Сегодняшний обзор будет посвящен сравнению АКПП и вариатора, выявлению их сильных и слабых сторон (плюсов и минусов), а также определим, что надежнее и лучше, лежащим в их основе принципам.

Начнем с самого начала: все знают, что МКПП чаще всего обладает 5-тью скоростями, АКПП имеет до 8-ми скоростей. С вариатором все обстоит намного интересней – данное устройство, прежде всего, выделяется бесконечным множеством передач. Принципиально вариатор представляет собой передаточный механизм, располагающийся между двигателем и колесами, который способен очень плавно изменять скорости вращений ведущего и ведомого дисков. Вариатор может оснащаться различными типами приводом, например гусенично - винтовым. При работе с такими приводами получается плавное изменение скорости вращения ведущего и ведомого дисков.

Промышленное использование вариаторов в автомобилестроении началось приблизительно в конце 50-хх годов прошлого столетия, однако действительно массовое применение вариатора началось всего несколько лет назад. Немногим известно, и то, что такие устройства достаточно продолжительное время используются производителями скутеров, мопедов, а также снегоходов и водных скутеров.

Наглядная схема работы роликов вариатораНаглядная схема работы роликов вариатора

Практические отличия вариатора от АКПП начинают проявляться уже в момент старта: движение автомобиля, оснащенного вариатором, начинается намного более плавно, такой разгон больше всего напоминает разгон мощного электромобиля. Отметим, что ускорение автомобилей, оснащенных вариаторами, происходит намного быстрей, чем в случае установленных АКПП, что объясняется весьма просто – вариатору не нужно затрачивать время на переключение между передачами. Вдобавок, на плавности процесса старта никоим образом не скажется отсутствие навыков вождения - благодаря наличию всего двух педалей (как в автомобилях с АКПП), перепутать их практически невозможно. Следовательно, при старте авто безоговорочное преимущество достается вариатору.

Отсутствие необходимости затрачивать время на переключение передач гарантирует, что авто, оснащенное вариатором, будет быстрее автомобиля с АКПП – при наличии силовых агрегатов одинаковой мощности. Отметим, что некоторые современные вариаторы получают специальный режим – наличие "фиксированных" передаточных чисел, который был разработан с учетом "человеческого фактора привыкания". Дальнейший разгон при помощи вариатора продолжает оставаться плавным, без малейших провалов – по мере увеличения скорости в салоне может только увеличиваться едва слышимый гул.

Отметим и меньшую требовательность оборудованных вариатором авто – при остановках на светофорах такие автомобили никогда не заглохнут, не скатятся назад при остановке на подъеме. Как было сказано выше, звучание двигателя с вариатором очень ровное, что обеспечивается специальной электроникой, которая отвечает за стабилизацию поступающей на силовой агрегат нагрузки. Однако именно это вызывает нарекание некоторых автомобилистов, привыкших к увеличению «рычания» мотора при наборе скорости. Одним из основных аргументов противников вариатора является возникновение достаточно непривычной ситуации, когда автомобиль, как будто с неработающим двигателем, начинает резкий набор скорости. Данный "недостаток" стал возможным из-за электронных систем, контролирующих работу силового агрегата – они не позволяют двигателю чрезмерно «разгоняться», достигая критических точек. Такие системы оптимизируют работу мотора, обеспечивая его функционирование в наиболее оптимальных режимах, поддерживая номинальную мощность.

Решение «проблемы» не заставило себя ждать - специально для поклонников характерного «рычания» производители автомобилей с вариаторами предусмотрели функцию «типтроник» (эмулирующую переключение фиксированных скоростей), которая представляет своеобразную замену рычага переключения скорости. Помимо этого, для всех, кому необходимо выжать из авто как можно больше скорости, большинство вариаторов оснащаются функцией аналогичной «кик-дауну», характерному для АКПП. Проще говоря, при резком нажатии педали газа «в полик», осуществляется моментальная смена передаточного числа – это позволяет авто молниеносно ускорится.

На наш взгляд, отсутствие характерного рычания при ускорении авто (по большому счету – возникновение в салоне посторонних шумов), не является существенным недостатком, хотя бы потому, что это абсолютно не влияет на технические характеристики авто.

Обладающие вариатором автомобили, получили существенные преимущества перед авто, имеющими другие передаточные механизмы. Среди главных отметим:

  • значительную экономию топлива,
  • более быстрый старт,
  • наличие оптимизированных приводных механизмов,
  • равномерно распределяющих нагрузки на силовой агрегат.

Поскольку функционированием мотора с вариатором заведуют электронные системы, они выбирают наиболее оптимальный «щадящий режим», вследствие чего двигателю потребуется намного реже осуществлять осмотр и техническое обслуживание. Также автомобили с вариаторами являются очень экологичными, а также производят меньшее количество шумов.

Несмотря на безусловные преимущества перед АКПП, вариаторы обладают и недостатками, точнее, некоторыми недоработками, «сырыми» моментами, из-за чего могут возникать проблемы с надежностью. Основной причиной этого является сложность производства долговечной «ленты», способной выдержать значительные рывки нагрузки - такая «лента» натягивается между 2-мя конусами вариатора (располагаются напротив). Отметим, что массовая установка вариаторов на серийные автомобили началась сравнительно недавно, и далеко не для всех типов авто - статистики применения вариаторов, типов возникновения вероятных неисправностей, пока накопилось чрезвычайно мало, что не позволяет осуществить качественный теоретический анализ возможных проблем. Поэтому в техническом плане АКПП превосходит вариатор, надежнее и проще – технология ее производства, диагностика и устранение неполадок отрабатывались на протяжении нескольких десятилетий.

Отзывы